Рекомендации воспитателей по лексическим темам

Животные жарких стран 
10.01 - 14.01

Где чья тень?


Помоги животным найти своих детёнышей




Новогодний калейдоскоп. Новый год. Зимние забавы   27.12 - 30.12






Кто как готовится к зиме. Зимующие птицы.
20.12 - 24.12



Кто как готовится к зиме. Дикие животные и их детёныши. 13.12 -17.12

Угадай чей домик





Здравствуй, зимушка зима!
06.12 - 10.12





Я - человек. Части тела и лица.
29.11 - 03.12








Наш  быт. Посуда. 22.11 - 26.11




Наш  быт. Мебель. 15.11 - 19.11






Одежда. Обувь 08.11 - 12.11





Русская народная игрушка 
01.11 - 05.11








Домашние  птицы и их детёныши 
25.10 - 29.10




Животный мир. Домашние животные и их детёныши 
18.10 - 22.10





Деревья  11.10 - 15.10




Урожай . Сад. Фрукты 04.10 - 08.10











----------------------------------=------------------------






----------------------------------------------------















Тема «Школа. Школьные принадлежности» с 17.05. по 21.05.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Расскажите ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе;

*Рассмотрите  вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей;

*Задайте  ребенку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель?

*Сходите с ребенком в магазин, где продают канцелярские  товары, или на школьную ярмарку.

*Отгадать загадки и выучить по выбору.

Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

Черный Ивашка — деревянная рубашка.

Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

*Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Быть должны всегда в порядке твои школьные ... (тетрадки).

Чтобы было, где писать, в школе нам нужна... (тетрадь).

*Объяснить ребенку пословицы:

Ученье — путь к уменью.

Ученье свет, не ученье — тьма.

*Дидактическая игра «Собери портфель в школу» (назвать школьные принадлежности). Составляя при этом сложноподчиненное предложение:

Я кладу в рюкзак пенал, потому что…

Я собираю тетради в клетку и в линейку, чтобы …. и т. д.

***********************************************************************************************

                               Тема «Насекомые» с 11.05. по 14.05.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Родителям рекомендуется: познакомить ребенка с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые», в парке, в сквере или во дворе вместе с ребенком найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, кузнечика, стрекозу, бабочку, божью коровку, жуков, муху, комара; учить ребенка бережному отношению к природе.

*Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

(Объяснить ребенку понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук), рассказать, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых).

*Рассказать, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки – нектаром цветов; мухи, тараканы – остатками пищи человека.

*Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

- людям: пчелы дают мед, воск.

- лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки – опыляют растения.

- животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

*Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:

- людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.

- лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев. Гусеницы объедают листья растений.

- животным и птицам: комары, слепни и блохи больно кусают.

*Дети должны усвоить: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар)

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)

Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Одежды не шью, а ткань тку. (Паук)

Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)

Чёрен да не ворон, рогат да не бык, с крыльями, а не птица (жук)

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком - он поделится медком (пчела)

Шевелнулись у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)

С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелёная спинка (кузнечик)

Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда найдёте вы (червяк)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Мы - лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).

*Упражнения для пальчиков.

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

 Пчела села на цветок,

пьет она душистый сок.

Дружно пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем

Бабочка, кузнечик, муха (поочерёдно сгибаем пальцы в кулачок)

Это жук с зелёным брюхом (поочерёдно сгибая пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой. Сюда комар летит (вращают мизинцем)

Прячьтесь!

*Упражнение на координацию речи с движением.

Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.

Вертится как вертолет:

вправо, влево, взад, вперед.

Поднимайте плечики,

прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели,

Травушку покушали,

тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

прыгай на носках легко!

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.

Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны.

Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.)

*Выучить физминутку:

Утром бабочка проснулась (трут глазки)

Улыбнулась, потянулась (улыбаются, потягиваются)

Раз-росой она умылась (умываются)

Два-изящно покружилась (кружатся)

Три-нагнулась и присела (нагибаются и приседают)

А четыре-улетела (летят)

Выучить стихотворение:

«На лугу»

На лугу трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу так же принося

Леонов В.

***********************************************************************************************

                         Тема «День Победы» с 04.05. по 07.05.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Не смотря ни на что, День Победы продолжает оставаться святым и важным праздником для всех поколений. В этот день все мы ощущаем гордость за наших предков, которые воевали за мир на земле. Мы обязаны воспитать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов наших. Как им тяжело далась Победа и как отважно защищали Родину свою.

В нашей стране нет семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день каждая семья вспоминает своих близких и поздравляет ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня.

*Важно помнить историю своей Родины, это воспитывает в ребенке дух патриотизма.

*Расскажите о той страшной войне и героизме нашего народа. О жизни детей в трудные военные годы и как помогали взрослым в тылу.

*Объясните ребенку за что города получили звание города-героя и значение таких слов, как «героический поступок»«защитник» и т. д.

*Послушайте вместе с ребенком песни«День Победы»«Священная война».     

*Прочитайте произведения о ВОВ«Сын полка» В. Катаев, «Первая колонна» С. Алексеев, «Девочка из города» Л. Воронкова и др.

*Выучите с ребенком стихи«Война» А. Безыменский, «День победы» Т. Белозеров, «Памятник славы» В. Фетисов, «Мир» В. Берестов.

*Посмотрите вместе мультфильмы«Воспоминание»«Солдатская сказка»«Легенда о старом маяке».

*Рассматривайте старый семейный альбом, воспитывайте любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и героическому прошлому страны.

*Патриотическое чувство не возникает само по себе, его нужно воспитывать с раннего детства. Активное участие родителей на тему «Великая Отечественная война» поможет ребенку осознать свою принадлежность к Великой истории и вызовет чувство гордости за своих предков.

***********************************************************************************************

                    Тема «Цветы сада и луга» с 26.04. по 30.04.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Рассмотреть вместе с ребенком картинки.

*Познакомить его с названиями цветов (лан­дыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоз­дика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус, незабудка, календула, георгин, подорожник, мята, чистотел, цикорий, лопух).

*Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы».

*Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

*Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

*«Подскажи словечко» (отгадай загадки)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался... (василёк).

Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек.

Все веночки из... (ромашек).

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые... (незабудки).

*Текст для пересказа. «ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ»

Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному. Ребята в лесу собирают цветы. Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи. И рябчик туда же: ива цветёт он на иве, черника и голубика - он к ним. Зацветут незабудки - не забудет и незабудки. Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи. Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них - расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок. А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус. Все любят цветы. Только каждый по-своему.

Вопросы:

Почему весной все рады цветам?

Что делают ребята в лесу?

 Кто спешит на первые цветы?

 Что делают ребята из цветов?

Чем пчёлы и бабочки угощаются на цветах?

 Какие цветы любит рябчик?

***********************************************************************************************

                      Тема «Труд людей весной» с 19.04. по 23.04.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения происходят в природе весной; вспомнить приметы весны (растаял снег, прилетели птицы, бежали ручьи и т.д.);

*Понаблюдать за изменениями в природе во время совместной прогулки;

*Рассмотреть картинки с изображением труда людей весной;

*Уточнить, чем занимаются люди весной в садах и огородах.

*Прочитать и обсудить  рассказы. Пересказать один из рассказов

Весенние заботы (Т. Шорыгина)

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

*Труд людей весной

В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.

В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.

На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

*Труд людей весной

Весной в огороде трудится семья. Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насекомые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настроение. Все рады весне!

***********************************************************************************************

                             Тема «Космос» с 12.04. по 16.04.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.

*Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. 
*Рассказать ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине. 

*Выучить стихотворение.

Мы лети к другим планетам!
Объявляем всем об этом!
Весь игрушечный народ 
C нами просится в полет.
Жмется Заинька к ракете:
- Полечу я с вами, дети,
На любую из планет,
Где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись:
- Мы летали, не боялись,
Высота-красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь 
Хочет к звездам полететь.
И с Большой медведицей 
В синем небе встретиться.

***************************************************************************************

                  Тема «Рыбы морей и океанов» с 05.04.по 09.04.2021г.

Родителям рекомендуется:

 *По иллюстрациям рассмотреть и назвать рыб, обитающих в морях и океанах;

*Назвать части тела рыб и обсудить особенности их строения (живут в воде, приспособились к условиям жизни – плавают, дышат жабрами).

- Как выглядят и чем питаются морские обитатели?

- Как они передвигаются?

- Как они прячутся?

- Что ещё есть под водой

- Как можно посмотреть, что есть на морском дне глубоко-глубоко?

- Что нужно сделать, чтобы узнать?

 *Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В

поисках Немо», «Осьминожки»

 *Почитать книги о морях и океанах

 *Посмотреть в энциклопедии.

 *Выучите с ребенком стихотворение Е. Серовой «Подводная страна».

ПОДВОДНАЯ СТРАНА

Лежит подводная страна

Глубоко под водой.

Там рыба плавает луна

Рядом с морской звездой.

Но хоть и встретится луна,

Совсем не светится она.

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда.

А чтобы скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари —

Светящиеся рыбы.

***************************************************************************************

                           Тема «Спорт» с 29.03. по 02.04.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Расскажите детям о Греции – стране, в которой зародилось олимпийское движение.

*Познакомьте с различными видами спорта, расскажите об Олимпийских играх и правилах их проведения, об олимпийской символике.

*Прочитайте вместе с детьми: М. Пегов «Олимпийские игры», А. Усачев «Грецкие стихи», Е. Ярцев «Бег и ходьба».

)Подберите и рассмотрите буклеты, книги, энциклопедии, рассказывающие о разных видах спорта.

*Поиграйте в игру «Какому спортсмену нужен этот инвентарь».

*Пословицы и поговорки о здоровье и спорте:
Бег не красен, да здоров.   
Где хотенье, там и уменье.
В здоровом теле здоровый дух.
Всяк молодец на свой образец.
Здоровье, спорт, труд – рядом идут.
Крепок телом – богат и делом.
Нога споткнется, а голове достается.        
Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.
Не зная броду, не суйся в воду.              
Река начинается с ручейка, а спорт - с зарядки.
Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.
Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.
Спорт сочетаешь с делом – здоров и душой и телом.
Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
*Загадки
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие (Коньки)
 
Защита не дремлет, в атаку идём,
К щиту приближаясь,
Мяч в корзину кладем. (Баскетбол)

По корту мяч ракетками гоняют,
То отбивают,
То догнать не успевают. (Теннис)

Две подружки – кожаные подушки,
На руки одеваются,на ринге сражаются.
(Боксерские перчатки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)

От того я так надут,
Что меня повсюду ждут.
Я бываю баскетбольным,
Гимнастическим, футбольным,
Нужен в регби и гандболе,
В волейболе и бейсболе,
В поло, теннисе, хоккее.
Кто я говори скорее. (Мяч)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Ледяная площадка
Выровнена гладко,
От снега расчищается,
Здесь на коньках катаются. (Каток)

На стадионе бег, ходьба,
Прыжки, метанье,
Как правильно назвать соревнованья?
(Легкая атлетика)

По водным дорожкам
Плывут наши ассы,
То баттерфляем,
То кролем, то брассом. (Плавание)

Город огромный,
А в городе чудо:
Налили воду
В огромное блюдо,
В каменном блюде
С водою зеленой
Плавают люди
Зимою студеной. (Бассейн)

***************************************************************************************

               Тема «Транспорт. ПДД.» с 22.03. по 26.03.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

*Закрепить названия видов транспорта;

*Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт 

относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, 

водному и т.д.

*Спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт 

(легковой и грузовой), почему они так называются;

*Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

*Провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать 

во время прогулки дорожные знаки,  светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, когда - нет;

*Рассказать ребенку о профессии регулировщика.

*Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

*Вспомнить загадку о транспорте.

*Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).

*Отгадать загадки о транспорте

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)

Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)

Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)

*Давайте почитаем (рекомендуемая литература)

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»).

В. Н. Орлов «Пароход», «Теплоход»

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи».

Н. Носов «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»).

С. Михалков «Велосипедист».

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход».

С. Я. Маршак «Багаж»

***************************************************************************************

           Тема «Перелётные птицы» с 15.03. по 19.03.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;

*Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;

*Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелётные птицы;

*Вместе с ребенком изготовить скворечник и установить его в парке;

*По возможности понаблюдать за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке;

*Дидактическая игра «Четвертый лишний». 

Ворона, воробей, стриж, голубь. 

Скворец, грач, голубь, стриж.

*Дидактическая игра «Улетает - не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она- перелетная или зимующая.)

*Составить описательные рассказы о перелетных птицах.

Грач - это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач прилетает к нам весной первый. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Он делает гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

*Пересказать рассказ от первого лица.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Объяснить ребенку значение слова "скворечник".

*Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».

Вопросы. 

Какие птицы прилетают весной первыми? 

Что сразу начинают делать грачи? 

Где они вьют гнезда? 

Когда они выводят птенцов?

***************************************************************************************

    Тема «Весна. Изменения в природе» с 09.03 по 12.03.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Поговорить с ребёнком о том, какое время года наступило;

*Во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;

*Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март;

*Понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

*Ответить на вопросы.

Как называется первый месяц весны?

Какой период весны открывает март?

Какие приметы ранней весны вы знаете?

Какие весенние месяцы вы знаете?

*Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.

Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало. (Снег)

*Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.

Март – и день прибавляется, март – и снег убавляется.

Уходи, мороз, март весну принёс.

К нам грачи летят, и ручьи звенят!

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

(Г. Ладонщиков)

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под её ногами.

(И. Токмакова)

*Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Наступает тёплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнёзда.

*Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из тёплых стран? Что будут делать птицы?

***************************************************************************************

Тема «Женский день 8 марта. Профессии наших мам» с 01.03. по 05.03.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Побеседовать с ребенком о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день;

*Научить ребенка словам поздравления, который он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, воспитательнице и другим женщинам;

*Побеседовать с ребенком о женских профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера и т.д);

*Прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» (ребенок должен запомнить названия женских профессий).

*Выучить стихотворение по выбору.

Мама, бабушка, сестра

- все нарядные с утра.

Принимают поздравления,

Хоть у них не день рожденья.

Каждой праздничный подарок

И букет — он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет

— испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду,

Навели порядок всюду.

Мы забыли слово лень,

Вот что значит Женский день!

А сестра спросила нас:

«Это будет каждый раз?» 

(В. Нестеренко)

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша очень стара.

Много морщинок у бабушки нашей,

С ними она еще лучше и краше.

Бабушка теплые варежки свяжет,

Бабушка вечером сказку расскажет.

Слушать ее мы готовы часами,

Что позабудет, подскажем ей сами.

* Дидактическая игра «Угадай, про какую профессию говорится».

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Врач)

* Составить рассказ «Мамина работа».

* Нарисовать свою маму за работой.

***************************************************************************************


Тема «День защитника Отечества. Военные профессии» с 22.02. по 26.02.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Напомнить ребенку, какой праздник отмечается 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день. *Рассказать, кто такие защитники Отечества.

*Вспомнить основные военные профессии: танкист, артиллерист, десантник, подводник, летчик, моряк, пограничник. Уточнить названия родов войск: танковые, ракетные, артиллерийские, воздушно-десантные и т.д.

*Объяснить названия профессий – танкист служит на танке, подводник – служит под водой и т.д.

*Рассмотреть иллюстрации, объяснить особенности формы. Вспомнить названия головных уборов: шлем, пилотка, берет, фуражка, бескозырка. Рассказать, что одежда военных называется форма. У них есть шинель, китель, тельняшка, парадная форма, которую они одевают по праздникам и на парад.

*Д/Игра «Подбери признак» Защитник Отечества (какой?) – смелый, сильный, ловкий, честный, быстрый; Самолет – большой, стальной, мощный.

*Составить и выучить рассказ, по опорным вопросам.

Какая военная профессия тебе нравится?

Почему?

Что надо делать, чтобы служить в армии?

Образец: Я хочу быть летчиком. Они смелые, сильные и летают на самолетах. Чтобы стать военным надо хорошо кушать, заниматься спортом, долго учится и слушаться маму.

Объяснить ребенку, что военные не только должны уметь отдавать приказы, но и должны уметь подчиняться.

Д/И по ФЭМП: Дорисуй или зачеркни предметы так, чтобы их количество соответствовало цифре.

***************************************************************************************

Тема «Профессии» с 15.02. по 19.02.2021г.

Родителям рекомендуется:

* Побеседуйте с ребёнком о том, что на свете есть много профессий.

Уточните, какие профессии людей он знает;

*Спросите у ребёнка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;

*Расскажите ребёнку о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы.

*Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Повару - кастрюля, поварешка…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

* Загадки по профессиям:

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

 (Повар)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

 (Доктор)

Кто учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать? (Учитель)

* Почитайте ребенку произведение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

* Пальчиковая гимнастика «Строители».

Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.

Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.

В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.

***************************************************************************************

Тема «Комнатные растения и уход за ними» с 08.02. по 12.02.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Проверьте знания детей о том, что комнатные растения относятся к живой природе;

*Познакомьте с новыми комнатными растениями;

*Расскажите  детям  об условиях, необходимых для жизнедеятельности комнатных растений (вода, свет, тепло, воздух ), о правилах ухода за ними.

*Побеседуйте с детьми на тему «Почему в природе цветы называют по – другому?»

Бальзамин – огонек

Сансевьера – щучий хвост

Колеус – крапивка

Зигокактус – декабрист

*Побеседуйте с ребёнком о том, зачем нужны комнатные растения, как нужно за ними ухаживать. Расскажите, что комнатные растения украшают дом, очищают воздух.

*Пусть ребёнок поможет вам полить, растения, вытереть пыль с листьев, взрыхлить землю, опрыскать листву.

*Рассмотрите строение растения : корень, стебель, лист, цветок. Пусть ребёнок учится показывать и называть части растения.

*Обсудите и заучите стихотворение

 «Щучий хвост»

Щучий хвост, господин,

Ты в горшке ведь не один!

Трудно даже сосчитать                                                                                                                 

Двадцать тут иль тридцать

Вас, зеленых носиков,

И хвостов, и хвостиков!

«Фиалка»

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как,  фиалка , разодета ты ! 

Мы любуемся тобой!

***************************************************************************************

       Тема «Моя семья. Семейные традиции» с 01.02. по 05.02.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы:

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Назови всех членов твоей семьи.

Кто самый младший, кто самый старший в семье?

Кто старше всех?

Кто младше всех?);
*Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
*Сравнить, кто старше/младше
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.
*Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Старший — (младший),

большой — ...,

молодой — ... .

Старше — (моложе, младше).
Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья».

*Выучить с ребёнком пальчиковую гимнастику

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

***************************************************************************************

        Тема «Дом. Квартира. Бытовые приборы» с 25.01. по 29.01.2021г.

Родителям рекомендуется:

 *Побеседуйте с ребенком о помещениях в Вашей квартире, их назначении, о разнообразии мебели и ее назначении (например, разные столы: на кухне – кухонный, в гостиной – журнальный, в комнате – письменный).

* Обратите внимание ребенка на предметы, бытовые электроприборы, облегчающие бытовой труд; на предметы, создающие в Вашем доме уют. Подведите ребенка к размышлению на тему «Что было до…» (стиральной машины, пылесоса, швейной машины и т.д.).

 *Предложите ребенку нарисовать «Дом моей мечты», «Красивый чайный сервиз», «Ковер для моей комнаты». Из бросового материала (разных пустых коробочек) при помощи клея и дополнительных материалов можно сконструировать мебель для квартиры.

 *Нарисуйте на листе бумаги с ребенком план квартиры или комнаты и поиграйте в игру «Найди клад»: взрослый прячет в квартире игрушку или предмет и обозначает на плане знаком, ребенок «ищет клад».

*Игра «Назови, какой?» Дом из кирпича – (кирпичный), … из камня – (каменный), … из дерева – (деревянный), … из панелей – (панельный).

* Игра «Скажи наоборот» (с мячом) Мой дом высокий, а мой дом (низкий). Мой дом светлый, а мой дом (тёмный). Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный). Мой дом большой, а мой дом (маленький). Мой дом старый, а мой дом (новый). Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги. Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

*Беседа по вопросам.

- На какой улице стоит твой дом?

- Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

- Почему возвращение домой для каждого человека это радость? - Кого ты рад видеть у себя дома? 

***************************************************************************************

             Тема «Животные холодных стран» с 18.01. по 22.01.2021г.

                                             Родителям рекомендуется:

*Побеседуйте с ребёнком о разнообразии обитателей Антарктиды и районов  крайнего Севера; об их общих признаках; об их повадках, образе жизни.

*Расскажите об экологических проблемах; рассмотрите вместе с ребёнком Красную книгу.

*Загадки

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет с дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте –ка ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями цап -

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза -

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.(Полярная сова).

Что за хищник здесь такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец).

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом.(Собаки-лайки)

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.

Это… (Северный олень)

*Д/И «Отгадайте, кто это такой?»: кто бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест

мох и грибы, тянет упряжку?

Дети: Северный олень! (аналогично угадать остальных)

-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец

-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк

-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь

-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж

-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень

*Игра «Скажи одним словом»

• Если у него толстые лапы. Он какой? – толстолапый.

• Если у него короткие уши… -

• Если у него длинная шерсть… -

• Если у него короткий хвост…. –

5 Игра «Составь предложение».

*Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

***************************************************************************************

 Тема «Животные жарких стран» с 11.01. по 15.01.2021г.

Родителям рекомендуется:

*Рассмотрите картинки с животными жарких стран, пусть ребёнок найдёт животных Африки и Австралии, по возможности назовёт их.

*Попросите рассказать об их внешних признаках, характерных повадках.

*Загадайте детям загадки:

Что за коняшки —

На всех тельняшки. (Зебра)

Зверь я горбатый, Но нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Некрасивый он, пожалуй.

Вместо носа — шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал. (Слон)

Кто детишек в сумке носит,

Кормит в ней, когда запросят,

И укладывает спать,

Дав немного погулять?

Как огромный заяц скачет,

Детки с ней и не иначе.

Очень любит детвору

Это мама. (кенгуру)

Составьте описательный рассказ об одном из животных жарких стран по плану: - Как называется? - Где живёт? - Какое у него жилище? - Какой внешний вид? - Какие повадки? - Чем питается? - Как добывает пищу? - Какие у него враги? - Как защищается? - Детёныши.

Нарисуйте животных красками, карандашами, цветными мелками.

Прочитайте ребенку рассказы, стихи, сказки: Маршак: «Обезьяна», «Где обедал, воробей?». К. Чуковский: «Крокодил». Р. Киплинг: «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым?». Э. Успенский: «Про Веру и Анфису». Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок».

Поиграйте с детьми:

Игра:«Скажи одним словом» У слона толстые ноги, значит, он – толстокожий. У жирафа длинная шея, …. У слона большие уши, …. У обезьяны длинный хвост, … У носорога толстая кожа, ….

Игра: «Кто за кем» Ребёнок по инструкции взрослого расставляет животных в колонну. Взрослый задаёт вопросы. Кто стоит перед зеброй? Как можно сказать по-другому? И т. д.

********************************************************************************

Тема «Зимние забавы» с 28.12. по 31.12.2020г.

Родителям рекомендуется:

*Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой, что  нужно для зимних игр.

*Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации с изображением снаряжения для зимних видов спорта, попросите ребёнка показать, на каких изображены фигурное катание, хоккейный матч, лыжные гонки и т.д.

*Посмотрите вместе с ребенком  по телевизору спортивные соревнования по зимним видам спорта или сходите на зимний стадион.

*Отгадайте загадки:

Мы с бараньими рогами,
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)

Каждый вечер я иду,
Рисовать круги на льду.
Только не карандашами,
А блестящими…(Коньками)

На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)

Две полоски на снегу,
Оставляет на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)

Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься. (Каток)

*Дидактическая игра «Почему так назван?» (словообразование)

Лыжник (катается на лыжах), конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием) и др.

*Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление существительных в дательном падеже)

Санки нужны …. саночнику.

Лыжи нужны …. лыжнику.

Клюшка нужна …. хоккеисту.

 Коньки нужны …. Конькобежцу.

Винтовка нужна …. биатлонисту. И т.д.

*Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» (развитие мелкой моторики) 

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол, то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Выучите стихотворение                                            

И. Бурсов «Хитрые санки»

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки                                                                            

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки - с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

************************************************************************

                  Тема «Новый год» с 21.12. по 25.12.2020г.

Родителям рекомендуется:

-Спросите у ребенка, какой праздник скоро наступит.

-Совместно с ребенком вспомните, сколько месяцев в году, и повторите их названия.

-Вспомните, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

- Рассмотрите дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсьте, расскажите о елочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету. Воспитываете бережное отношение к ним.

- Сделайте вместе с детьми новогодние игрушки, атрибуты, карнавальные костюмы.

- Подготовите карнавальный костюм вместе с ребенком.

- Рассмотрите   в  фотоальбоме показать фотографии, где вы маленькие на новогоднем празднике.

- Прочтите детям литературные произведения С. Козлова «Зимняя сказка», Н. Найдёновой «Новый год», М. Клоковой «Дед Мороз».

-Посмотрите на большую елку, установленную на центральной площади поселка.

-Составьте рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку».

- Расскажите  о праздновании Нового года в разных уголках планеты.

- Сделайте кормушки для птиц.

- Напишите письмо Дедушке Морозу.

- Примите участие в конкурсах, организованных в нашем детском саду       

 ***************************************************************************

            Тема «Зимующие птицы Южного Урала» с 14.12. по 18.12.2020г.

Родителям рекомендуется:

*Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку  их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

*Познакомьте  ребенка с такими зимующими птицами, как воробей, синица, ворона, сорока, клест, кедровка, свиристель, глухарь, тетерев, снегирь, поползень и д.р: покажите их  на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите  о внешнем виде, повадках, питании.

Обратите внимание ребенка на особенность

строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту. 

*Расскажите , что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

*Учите наизусть по выбору стихотворения, например:

Воробей

Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.

(Н. Рубцов)

Синица

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

                 ***************************************************************************


           Тема «Звери наших лесов» с 07.12. по 11.12.2020г.
                                                           Родителям рекомендуется:

*Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

в качестве экскурсии посетите зоопарк.

 Загадки.

Я, сознаюсь, виновата:

я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

часто бегаю тайком. (Лиса)

Под соснами, под елками

живет клубок с иголками. (Еж)

Быстрый маленький зверек

по деревьям скок-поскок. (Белка)

Серый байковый зверюшка,

косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай. (Заяц)

Кто зимой холодной

ходит злой голодный? (Волк)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
*Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".

Комментариев нет:

Отправить комментарий