ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Право
– это совокупность, устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и
правил, регулирующих отношения людей, в обществе. Права относятся ко всем
сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех
участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Чувство доверия у ребенка
появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит.
Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе,
людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства
и уверенности.Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
К
основным международным документам, касающимся прав детей, относятся: Декларация
прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Декларация
прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а
также добровольные организации, местные власти и национальные правительства
призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других
мер.
В
Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность
развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и
достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок
должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения,
жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми
включает в себя любую форму плохого
обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами
семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4
формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие,
пренебрежение основными нуждами ребенка.
Декларация
является основой для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из
преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права
каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих
возможностей. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета
кожи,
пола, языка, религии, политических или
иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право
на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
В
Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу
(статья 29):
а) развитие личности, талантов и
умственных и физических способностей
ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам
человека;
в) воспитание уважения к родителям
ребенка, к его культурной
самобытности, языку, национальным
ценностям страны, в которой ребенок
проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной
жизни в свободном обществе в духе
понимания, мира, терпимости,
равноправия мужчин и женщин и дружбы
между всеми народами, этническими и
религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей
природе.
Правовое воспитание – процесс
формирования правовой культуры и
правового поведения, т.е. активного и
сознательного соблюдения норм
нравственности, формирования умения
взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на
уровне доброжелательности и
уважения не зависимо от ситуации.
Этапы
правового воспитания детей:
I этап (младший
дошкольный возраст) – обучение детей нормам
поведения в коллективе, умению
устанавливать доброжелательные
отношения со сверстниками и взрослыми
людьми.
II этап
(средний дошкольный возраст) – продолжение работы по
развитию коммуникативных способностей
детей; формирование
нравственных норм поведения, умения
оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и
отрицательные.
III этап
(старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний
основных прав, ознакомление с
понятием «право».
Детям
старшего дошкольного возраста доступны для понимания
следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование,
выживание (право на жизнь,
медицинскую помощь, достойные условия
жизни, кров, пищу, заботу
родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на
образование, полноценное развитие в
соответствии с возрастом и
индивидуальными возможностями и
способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность
от всех форм насилия, а также
особые права детей-инвалидов).
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий